Меню

Тохочан

Совсем не то, чем кажется.

Немного о Дзен.

Долгое время я думал, что с помощью ПАВ можно быстро достичь «просветления» и особых состояний сознания, которые недоступны иначе, кроме как через медитативные практики. Разглагольствовать о том, с чем никогда не имеешь дел получается довольно просто, вот я говорил, что ПАВ – это быстрый способ, когда как медитация – способ долгий и нудный. Оглядываясь сейчас на того себя, я понимаю, что я был прав только в части того, что ПАВ – это легкий путь. Действительно, съел марку с LSD и вот ты уже «просветленная личность». Многие, как и я тогда, неверно трактуют и искажают смысл просветления, когда даже просто говорят о нем. А значит то, что я здесь рассказываю тоже не стоит воспринимать слишком серьезно, в конце концов это все лишь мой субъективный опыт и я не устану это повторять до тех пор, пока не приду к осознанию истинной реальности. Итак, давайте я немного расскажу вам про дзен своими словами.

Что же вообще такое «просветление» или «сатори»? Дзен трактует это понятие как переживание истинной реальности посредством определенных техник. Основная и фундаментальная техника — это «дзадзен». Вот в этой книге вы можете прочитать, что это такое и как это работает, я же не хочу ее вам пересказывать и пойду дальше. Практикуя дзадзен ежедневно, углубляясь в практике, вы сможете по достоинству оценить то, что эта практика может вам дать. На данный момент я практикую всего лишь около года и поэтому мои записи здесь – не более, чем записи того, кто еще даже не стал учеником. Я бы назвал это подготовительной школой.
Работа над собой подразумевает в дзен множество разных аспектов. Строгая самодисциплина, умение работать, умение отдыхать, умение помогать живым существам, умение двигаться, стоя на месте и умение стоять, двигаясь – вот лишь небольшой перечень того, что может предложить дзен новичку. Однако все это лишь предисловие к тому, чтобы научиться управлять своим умом. Ум в дзен – неуправляемая, хаотичная машина, которая продуцирует мысли нон-стоп. Изучая разные восточные традиции или углубляясь в различные доктрины, вы можете подумать, что способны остановить эту машину. На самом деле – это невозможно. Ум нельзя остановить в привычном смысле этого слова. Он будет работать постоянно. Однако вы можете остановить ум по отношению к себе. Вы просто перестанете замечать его активность. И это – первый этап, который может быть достигнут развитием умения концентрироваться. Чем глубже вы развиваете его, тем сильнее можете абстрагироваться от внешних факторов, т.е. того, что лежит вне объекта вашей концентрации, в том числе и мощного гудения такого генератора, как ум.
После того, как вы научитесь концентрироваться, то следует приступать к следующему этапу – (само)созерцанию или наблюдению за самим собой. Если немного разобраться, то станет ясно, что созерцание здесь – это естественное и самое, скажем так, логичное продолжение концентрации. Когда концентрация достигает своего пика, то происходит некий коллапс, который позволяет вам прочувствовать, что значит по-настоящему быть наблюдателем. Можно сравнить это с мышцами. Пока мы не напряжем их достаточно, мы не сможем почувствовать то приятное расслабление, которое последует после. Созерцание – это расслабление ума после сильнейшей концентрации. Но это все еще не медитация. В созерцании вы ощутите состояние покоя и, находясь и пребывая в этом безграничном спокойствии, сможете поработать над тем, чтобы созерцать собственный ум, собственные мысли. Они приходят и уходят, появляются и исчезают. А вы спокойно наблюдаете за этим, не вникая в них. Стоит рассказать здесь о таком состоянии, как «самадхи». Многие восточные традиции совершенно по-разному трактуют это понятие, но мы будем рассматривать его с точки зрения дзен. Вот в этой книге, о которой я уже упомянул ранее, вы сможете узнать о нем более более подробно. Я же дам самые краткие сведения, необходимые для дальнейшего повествования. «Самадхи» — это состояние ума, где нет того, кто мог бы наблюдать продуцируемые умом мысли. Это растворение эго и это – ключ к настоящей медитации. Оно естественным образом вытекает из созерцания. Когда вы все меньше и меньше начинаете вникать в то, что создает ум, то потихоньку начинаете растворяться. И вот здесь начинается и заканчивается самый интересный парадокс. Вы настоящие – это не ум и не продукт ума, но «вы», как человек, как эго, как личность – это набор умственных концепций. Пол, возраст, имя – как пример таких концепций. Чтобы познать себя настоящего, вы должны отойти от них. Вы должны отойти от привычного «себя». Это довольно страшный этап, потому что в каком-то плане «вы» умираете на какое-то время. «Вы» просто перестаете существовать, но именно это и нужно для того, чтобы познать истинную реальность, чтобы познать истинного себя. А вы настоящие – это и есть настоящая реальность.
Уничтожая двойственность ума и продвигаясь на этом пути дальше вы способны постичь суть медитации. И вот тут я стану немым. Отчасти потому, что это – за пределами слов, а отчасти – потому что я еще не готов говорить. Ведь если дошкольник начнет рассказывать студенту о своих успехах, то студент, скорее всего, только улыбнется.

Добавить комментарий